среда, 22 мая 2013 г.

Дава Собел "Долгота"


Аннотация

Из-за проблемы в определении географических координат дальние плавания на протяжении веков оставались крайне рискованным предприятием. Лучшие умы всего мира бились над этой задачей.
Наконец в 1714 году Британский парламент посулил ученому, который сумеет решить проблему определения долготы, фантастическую по тем временам награду в 20000 фунтов.
Как ни странно, верное решение нашел часовщик-самоучка Джон Гаррисон - человек, который потратил на это сорок лет своей жизни...
Как ему это удалось?


Интереснейшая история, жалко астрономическая и особенно часовая тема описываются очень сжато, без особых технических деталей и уж совсем никуда не годится, что в книге ни одной иллюстрации (страшноватенькое расплывчатое нечто на внутренних сторонах обложек - не в счет) и автор пытается на пальцах описать как выглядит на гравюре Джон Гаррисон и что из себя представляют его морские хронометры.

Соберу пожалуй картинки в одну кучку. Вот та самая гравюра:



Это первый из изобретенных им морских хронометров, H1 (1735 год), реально испытывался на корабле, сейчас находится в музее, до сих пор ходит с подзаводом раз в сутки и, поскольку не имеет изнашивающихся деталей будет действовать неограниченно долго:



это H2 (1741 год), в море не ходил, т.к. у изобретателя на момент изготовления уже были идеи как сделать лучше, тоже сейчас в рабочем состоянии:



Цитата из книги:
Однако Гаррисону этого было мало. Та же упёртость, что приводила к лучшим изобретениям - совершенно оригинальным, без оглядки на чужое мнение, - делала его глухим к похвале. Какая разница, что думает об H-2 Королевское общество, если сам автор недоволен своим творением?
Гаррисон, теперь сорокавосьмилетний лондонский житель, затворился у себя в мастерской. В следующие двадцать лет, пока он создавал H-3, который назвал своим "удивительным третьим механизмом", о нем почти не было слышно. Гаррисон появлялся лишь для того, чтобы попросить и получить от комиссии очередные пятьсот фунтов вспомоществования. Перед ним стояла трудная задача: изобрести балансовую спираль нового типа.

H3 (1757 год), испытывался в море вместе с H4, ходит в музее до сих пор:



Ну и финальная стадия, H4 (1760 год), который и стал образцом для всех морских хронометров 18-19 веков. Сейчас лежит в музее, механизм в рабочем состоянии, но его не заводят в отличии от H1,2,3, т.к. в нем есть изнашивающиеся детали и если их менять, лет через 400 это будет уже наполовину новодел, а не оригинальный H4 Джона Гаррисона.



з.ы. Пошел смотреть фильму по книге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий